СЛЕД НА ЗЕМЛЕ

следы в тайге

НГДУ «Заполярнефть» ведёт добычу на трех месторождениях — Вынгаяхинском, Вынгапуровском и Новогоднем. Здесь испокон веков были родовые земли ненцев. Об этом заполярцы не забывают, полны ответствен­ности за судьбу земли и обычаи коренного населения. Здесь существуют веками сложившиеся связи человека с суровой природой родного края.

В мае 1993 года на малом совете администрации Пуровского района в посёлке Тарко-Сале было принято решение о введении в штат НГДУ должности помощника начальника по работе с коренным населением. И по возвращении с малого совета мне была предложена эта должность. На Севере я с 1968 года, из Тарко-Сале призвался в армию, четыре года служил на полуострове Ямал, затем пятнадцать лет работы в милиции в Тарко-Сале, затем в Ноябрьске, теперь вышел в отставку в звании майора. Постоянно приходилось в прежней работе контактировать с коренными жителями. Знаю их традиции, обычаи, священные места, характер этого небольшого народа.

Стойбище хантыВ тундре существуют постоянные места для чумования. На высоком холме у водоёмов, заросших по берегам кустарником, можно легко узнать издавна облюбованные места для стоянки чумов. Сухие поляны с высокой травой рассказывают историю древних кочёвок ненцев. Они приметны только кружками обожжённой земли, кострищем, которое разводится в центре чума, пирамидами аккуратно сложенных оленьих рогов и остатками выбеленного ветром кустарника, вырубленного на топливо.

Следы огня, оставленные в тундре, всегда говорят только о целесообразности, необходимости пользоваться им. Огонь для ненца — это уют домашнего очага, признак щедроты его души и гостеприимства. Огонь — это знак глубокой памяти о предках и о тех, кто ушёл из жизни безвременно. Вот почему обнаруживаем следы костров на могильных холмах. По-ненецки эти места называются холмер — это места родовых захоронений ненцев.

Своеобразен обряд захоронения: умершего одевают в зимнее, тёплое и лучшее. В гроб кладут другие его вещи, одежду, обувь, шкуры для посте­ли, сумки для шитья, мелкую посуду, ножи, продукты и большое покрывало — кусок крыши от чума. Обычай ненцев допускает оставлять на память родным некоторые вещи, принадлежавшие покойному. Это может быть нож, топор, аркан, колокольчики, подвески к женским шапкам, иногда одежда. Место для наземных захоронений выбирают высокое, на берегу озёр, рек. Здесь оставляется гроб, рядом с ним расставляются в опрокинутом и поврежденном виде крупные предметы бытового назначения: нарты с упряжью, котлы, вёдра, чайники.
В день похорон и в дни поминаний забивают оленей, на которых чаще всего ездил покойный.

В жизни тундры очень велика роль женщины — она является хранительницей очага, всего доброго, тёплого. О ней судят по обивке чума, одежде детей, мужа. Она учит молодых любить жизнь, не на словах, а через свой труд. На орнаменте одежды, обуви изображена вся тундра с её реками, озёрами, копытами, рогами и ушами оленей, следами зверей.

Вот такая удивительная женщина есть в нашей тундре. Розалия Лэйковна Пяк. Место стоянки их семьи на реке Тырлбяха. Три сына и три дочери, все ухожены, наряжены в национальные одежды. У ненцев нет традиционных народных праздников, но есть большие дни радости — рождение ребёнка. Как-то вызывает меня начальник НГДУ «Заполярнефть» Захаров: «Ну, что думаешь насчёт семьи Юрия Пяка, ведь Роза должна скоро рожать, а какие в тундре условия? Принимай меры». Выделили мне вертолёт, врача. Прилетаем в стойбище. Врач осмотрела Розу, покачала головой: «Едва успели». Не собиралась роженица лететь в Ноябрьск в роддом, ведь пятерых родила в чуме. Но долго не сопротивлялась. Уговорили. И вот маленького Виктора и счастливую мать привезли в посёлок Вынгапуровский на «Жигулях», а дальше специальным вертолётом в становище. В честь такого события был забит оленёнок — это традиция по случаю рождения ребенка. Пили крепкий чай, оленью кровь, ели мясо. Все радовались новому члену семьи.

А вообще ненцы уважительно относятся к гостям. В честь их приезда забивают оленя, варят жирные куски мяса. Подают к столу рыбу, гусиный жир, строганину из нельмы, осетра, щекура. При этом лучшие куски всегда ставятся ближе к гостю.

На полном взаимопонимании основаны отношения у нефтяников » Заполярнефти» с местными жителями. С главами семей Юрием Альвовичем Пяком, Леонидом Игрумовичем Пяком и другими были заключены договоры на поставку рыбы, ягод, мяса. Нефтяники безвозмездно снабжают семьи необходимыми продуктами питания — хлебом, чаем, сахаром, крупами, солью. Выделены ненцам снегоходы «Буран» и горючее для них.

Да и мало ли хлопот. И зимник нужно поддерживать на Халясавэй, чтобы семьи ненцев не были отрезаны от мира, и на каникулы детей развезти по домам, и подарки к праздникам, и продукты, одежду, топливо…

Болит душа у заполярцев за жителей тундры, не могут они ждать, когда выйдет закон о защите малочисленных народов Севера.